Слово «hip» использовалось в афроамериканском английском диалекте (AAVE) ещё в 1898 и означало подвижные части человеческого тела. А слово
«hop» — это собственно движение (скачок) в случае «hip hop!». Однако
«hip» также означает «поумнение» или «подъём в чём-то», а «hop» это
движение. Таким образом всё вместе это означает умственное движение.
Рэпер Keith «Cowboy» Wiggins, с Grandmaster Flash and the Furious
Five были отмечены как образовавшие «хип-хоп» в 1978, когда дразнили
друзей, которые были призваны в армию. Они напевали в джазовой манере
слова: «—hip/ hop/ hip/ hop», тем самым имитируя ритм марширующих
солдат. «Cowboy» позднее разработал ритм «хип-хоп» в части своего сценического выступления. Группа в основном выступала с артистами диско,
которые относились к этому новому типу MC/DJ-производимой музыки,
называя их «те хип-хоперы». Название изначально означало знак
неуважения, но вскоре перешло для обозначения этой новой музыки и
культуры. Музыка хип-хопа
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC — Master of Ceremony). Некоторые эм-си превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла
говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не
понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких
ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, семплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и
синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда
«битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины).
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески
успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически
представлен множеством направлений внутри жанра.
Направления хип-хопа
Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое
направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл.
Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Допустим, два человека считают
себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а
второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в
баллончиках. Их почти ничего не объединяет, кроме общей культурной
хип-хоп составляющей. В нём можно выделить три основных направления: Человек, относящий себя к субкультуре хип-хопа, может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк-дансом.
1970-е
Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, 12 ноября 1974 г. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике семплирования:
она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой
танцевальной композиции. Первые эм-си были буквально типичными конферансье
(«Master of Ceremony» — то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем
вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а
также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми
тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные
ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами»
(программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и
басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк,
поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское
занятие, и в тот период (1974—1978 гг.) никаких студий и официальных
выпусков пластинок рэпа не существовало.
Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в исполнении The Sugarhill Gang
и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл
считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть
более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно
благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о
таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни
(сингл разошёлся тиражом 8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении,
что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню
написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до
записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic
«Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из
достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года
были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа:
детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное
тщеславие.
1980-е
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, — в первую очередь, к Kraftwerk и Гэри Ньюману, широко семплировавшимся, — технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, — способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень. Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, —
именно их записи 1980—1984 гг. (относимые ныне к «старой школе
хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный
журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982год).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия. Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока
и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого
успеха. Рэп-композиции записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), Blondie (их сингл «The Rapture» возглавил американский хит-парад в 1982 г.).
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться
исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов
стало разрабатывать более серьезные темы, например социально-агрессивные
рэпперы Public Enemy
принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской
среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в
его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая "Грэмми", и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer, Kris Kross
и др., адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории,
что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных
жанров в хип-хопе.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).
1990-е
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность "гангста-рэп",
отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным
деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr.Dre. он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees
своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для
интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с
Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких
представителей с каждой из сторон — Тупака Шакура и Notorious B.I.G..
Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение
в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года
рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода
характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать
с именем Паффа Дэдди —
рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои
композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних
десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста. 2000-е
В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры — Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка.
Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно
встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.
В 2004 году
впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой»
номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам — дуэту OutKast.
В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной
музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия.
Эстетика субкультуры
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры.
Эта идеология была построена на антагонизме американской белой,
англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также
своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство — «граффити»
(изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными баллончиками
или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не
обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской
среды, см. фильмы «Парикмахерская», «Суета и движение», «Ребята по соседству», «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале»;
рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким
образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и
современной афроамериканской субкультурой становится сложно.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет
ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная,
спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми
козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John, AKADEMIKS, ECKO, Nike, Adidas)
футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами,
носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Причёски
короткие, хотя также популярны короткие дреды.
У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи,
медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к
афроамериканцам.
Русский хип-хоп Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве
диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной
группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре
разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом.
В 1987 году появилась рэп-группа под названием D.M.J., впервые начала читать олдскульный рэп, не похожий на предыдущие рэп-композиции, подобные чтению стихотворений под бит.
В 1988 г. появилась первая хип-хоп группа, которую услышали на
эстраде, её название — «Черное и Белое». Клипы ее активно
транслировались по телевидению.
Через год образовался коллектив Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить.
Группа, начав своё творчество, сразу адаптировала в СССР и Россию такое понятие музыки, как «олдскульный» хип-хоп. Лидер группы Влад Валов (Шеff) первый попытался исполнять «тру-рэп» и андеграундный, а Сергей Крутиков (Михей) адаптировал рэгги и соул в отечественный хип-хоп. Характерной «андеграундной» композицией группы того времени была «Городская тоска», на которую был снят скандально известный клип в 1996 году. После распада СССР появился молодёжный хип-хоп ансамбль «Мальчишник»,
который первоначально задумывался как электронный DJ-проект,
впоследствии ставший самым популярным рэп-проектом тех времён.
«Мальчишник» запомнился в России открытой сексуальной революцией, чего в Советском Союзе не делали. Также «Мальчишник» поддерживали политические идеи, в частности, у группы были тексты расистского характера, а также группа исполнила песню «Голосуй или проиграешь», агитирующую предвыборную компанию Бориса Ельцина в 1996 году. рэп
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце
1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов
этого жанра, которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad Balance.
Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми
временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень
схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более
лиричные отступления.
Одними из первых русских хип-хоп исполнителей, которые стали читать суровый «уличный» рэп, были группы «Каста», «Многоточие», «ЮГ», а также хип-хоп альянсы «Объединённая каста» и «Dремучие» и, конечно же, Bad B. Альянс.
|