К сожалению, история современного российского репа хоть и насчитывает свыше 20
лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки,
как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела
умами нашей молодежи.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни
странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой
дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик»
записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде
магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп
Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст
первого речитатива был таким:
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет/Что это просто
невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с
рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»
Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота»,
«Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными
нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались
примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки»
из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.
«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев,
магнитоальбом «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно
узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя
собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям
музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые
имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что
в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось
увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные
исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан
Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы
русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.
Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с
русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть
одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают
«русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со
всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».
В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться
корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда
настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С
другой стороны — начинает появляться в России рэп, который пытается быть
привязанным исключительно к отечественным нормам — возможно, это и есть
правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой
рэп часто бывает без «изюминки». Сегодня главная беда русского рэпа в том, что
очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой
темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт,
что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с
резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не
только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как
интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью
населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и
речи.
В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как
для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин.
Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока
приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу.
Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные —
богатые), культурному (конформисты — нонконформисты) и другим признакам. Этот
подход оправдал себя в 90-е года.
Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и
стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее
основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при
Всероссийского рэп-фестиваля.
На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance»
(LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом
было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие
фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация
рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент
«коммерческого рэпа» в нашей стране. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье
ниже.
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг.,
подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad
Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное
возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы
рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х
годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были
заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна
молодежь мегаполисов России.
Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных
инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса
ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге
называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются
лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют
потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде
молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети
«богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно
организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».
Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и
знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал
музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил
название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого
стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на
ритм-энд-блюз.
Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три
этапа:
Первый этап (1987-1993) — так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) — был замешан на
утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием
у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован
на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения
исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих
мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и
девочками» стандартного ритм-энд-блюза;
Второй этап (1993-1998) — период «хип-хоп-соула» — обозначил более тесное
сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его
непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и
более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера
телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих
исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по
сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного
возраста, но и более возрастные слои молодёжи;
Третий этап — Современный этап — «нео-соул» (nu soul). Это отчасти
ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию
классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул»
активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической
музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое
представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле
хип-хоп-соула 1990-х.
Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают
создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B,
так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля
жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование
субкультуры.
Требование жить «богато и красиво»,
трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды
участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и
носить в себе не музыкальное начало.
|