Начинать
историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба
написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры
Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что
приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает
музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует
несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных
версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей
известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп»
(аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал
использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено
другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную
«прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его
четко отличить от популярного в то время стиля «Диско».
Мы
постараемся отразить наиболее важные события в жизни репа, но объем данной
статьи не позволяет отметить все события и их участников. «Хип-хоп»
(«hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса
(андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три
разных направления:
1. Живопись/дизайн
— «Граффити» («Graffity» — «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;
2. Танцевальный
стиль — «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей
пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры
хип-хопа — спортивной одежды;
3. Музыкальный
стиль — «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными
рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации:
«быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим); «жизненный» рэп (часто
содержит мат); «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Общие роли в
репе:
· «DJ»
— «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на
драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание
музыкального фона;
· «МС»
— «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители
рифмы;
· Танцоры
— различные танцоры, которые дополняют выступление МС.
Хип-хоп
зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической
родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не
странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на
другом конце земного шара зарождали движение скинхед-культуры (См. Статью
«Скинхеды - никакой политики...»).
Первоначально
общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось
только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали
различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов.
Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне
примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению
музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент
представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в
настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а также
подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к.
музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с
Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с
зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные
танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают
речитатив).
До появления
большого количества выходцев с Ямайки, ди-джей в США был рядовым наемным
исполнителям, который ставил ту музыку, которая нравилась его заказчикам, но
отнюдь не всегда подходила по вкусу посетителям дискотек. Дискотеки в США к
тому времени носили статус мероприятий больше ориентированных на средний
зажиточный класс, а большая часть простой молодежи не могла себе позволить
приобрести билет в дорогой клуб. К тому же многие клубы были закрыты для
посещения афроамериканцами, т.к. в США на то время процветал бытовой расизм.
Ямайские ди-джеи изменили ситуацию на 360 градусов — появились подпольные
дискотеки, которые были доступны для широких масс и где ди-джей определял, что
будут слушать посетители танцпола.

Один из
наиболее популярных ди-джеев DJ Кул Херк — (настоящее имя Клайв Кэмпбелл),
придумал название фанатам новой музыки: «b-boys» и «b-girls» — сокращение от
«break boys/girls» — «парни/девушки, пляшущие брейк». DJ Кул Херк для удобства
танцоров повторял инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играл
каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась и «крутые»
танцоры по очереди соревновались друг с другом. Брейк согласно молодежному
сленгу того времени обозначал «что-то сумасшедшее в танцевальном исполнении».
Общество восприняло появление новой субкультуры с
типичным для него консерватизмом, перефразировав «b-boys» и «b-girls»,
как «bad boys» — «хулиганье» и «flygirls» — «мушки», смазливые, броско одетые
уличные девушки. К 1972 году «b-boys» и «flygirls» стали оформленным
движением — со своей музыкой, одеждой и «оторванным», бесшабашным стилем жизни.
Большое количество брейкерских танцевальных групп (В Нью-Йорке называются
«crew» , а в Лос-Анджелесе «clic», — бригада, артель, банда), делят территорию
городских кварталов в Бронксе и Гарлеме для исполнения танцев на своем
перекрестке. Между танцами и танцевальными соревнованиями (баттлами — battle)
они ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро.
Танцевальные группы постоянно разваливались и, менялись, собирались под новым
названием. Группы были любительские и общее количество их насчитывало несколько
сотен. Самыми известными и существующими по сей день, танцевальными группами
были легендарные «Rock Steady Crew» и «New-York City Breakers». Именно их
«баттлы» позднее были засняты на видео и оказали огромное влияние на становление
хип-хоп культуры в целом.
Ди-джеи
во время концертов, благодаря изобретению ди-джея Градмастера Флэша
(Grandmaster Flash) сдвоенных проигрывателей виниловых пластинок, соединяли и
смешивали ритмичные основы с мелодичными композициями другой пластинки.
Популярность музыки росла, и ди-джеи стали продавать кассеты с записанными
сетами (длинными дискотечными «живыми» концертами, где микшировались ритмы и
басовые партии в стиле диско и фанк, поверх которых МС начитывали рэп).
Распространение записей сделало рэп популярным не только в Нью-Йорке, но
и в других городах США.
|